Размер:
  • А
  • А
  • А
Интервал:
  • 0
  • 1
  • 2
Цвет:
  • А
  • А
  • А
Изображения:
  • X
Шрифт:
  • Tahoma
  • Times New Roman
  • Georgia
местная администрация депутаты территория округа
Сегодня, 22 июня 2018
поиск по сайту:

Важная информация

15.06.2018

Купченко поздравил петербуржцев с Днем медицинского работника..

подробнее

13.06.2018

Местная администрация информирует вас о планируемых работах..

подробнее

13.06.2018

При рождении первого ребенка семьи поддержат ежемесячными выплатами..

подробнее

вся информация

Регистрация на сайте
24.05.2018

Зарождение промышленности Выборгской стороны

Еще в петровское время на Выборгской стороне стали появляться первые мастерские и небольшие фабрики, а уже в XIX веке она стала одним из центров развития промышленности Санкт-Петербурга.

К началу ХХ в. здесь находились десятки крупнейших предприятий столицы, в том числе заводы Лесснера, Нобеля, Эриксона, Барановского и многие другие «гиганты» тогдашнего Петербурга. Многие заводские постройки тех лет сохранились до наших дней, и застройка Выборгской стороны может считаться уникальным образцом промышленной архитектуры конца XIX – начала ХХ веков. Возводя сооружения утилитарного назначения, архитекторы нередко использовали приемы культового зодчества, а заводские башни часто напоминали средневековые крепости. Заводские трубы играли наравне с храмами роль высотных доминант.

Одним из старейших предприятий района является прядильно-ниточный комбинат «Красная нить». Его история началась в 1849 году, когда на Выборгской стороне появилась бумагопрядильня купца Ивана Торшилова. По проекту архитектора А. Рокова менее чем за два года были построены три этажа из пяти бумагопрядильного корпуса, затем рядом были возведены одноэтажные конторские здания. Фабрика была оборудована по последнему слову техники английскими прядильными машинами, сырье для нее поставлялось из Англии и Египта.

Правда, впоследствии бумагопрядильня переживала не лучшие времена, особенно пострадала она после большого пожара. Но затем ее выкупило «Товарищество Невской ниточной мануфактуры». Сгоревший корпус был восстановлен, а в 1890 году к нему был пристроен со стороны набережной новый корпус по проекту техника Ф. фон Пирвица. На территории фабрики также было построено несколько жилых домов для рабочих. Фабрика вновь начала работу в 1891 году, войдя в состав Товарищества как «Бумагопрядильная мануфактура "Невка"».

В 1892 году компания вновь сменила владельца – ее контрольным пакетом акций завладел англичанин Джон Коатс, один из совладельцев крупнейшей английской фирмы по производству ниток. К началу ХХ века территория фабрики значительно расширилась за счет присоединения соседнего участка, примыкающего к Б. Сампсониевскому пр. В 1911 году на этом участке по проекту архитектора Н. Васильева был возведен пятиэтажный ткацкий корпус (ниточная фабрика) с тремя вертикалями водонапорных башен.

В 1877 году рядом открылся «Машино-пароходостроительный завод В. Барановского в С.-Петербурге» (ныне «Компрессор»). Его основателем был выдающийся инженер-конструктор В.С. Барановский. В соавторстве со своим отцом Степаном Ивановичем, профессором Института корпуса инженеров путей сообщения, он создал много научных работ и изобретений. В 1860 году был изобретен компрессор (воздухосжиматель), который в 1864 году был установлен на подводную лодку И.Ф. Александровского.

Особенно важным для обороны было изобретение пушки с безоткатным лафетом и унитарным патроном, позволяющим вести стрельбу со скоростью 20 выстрелов в минуту. Пушками Барановского были вооружены легендарный крейсер «Варяг», канонерская лодка «Кореец» и другие корабли. Завод Барановского оставался вплоть до Великой Октябрьской революции единственным в России заводом, изготавливающим дистанционные трубки, которые, по оценке артиллеристов, являлись лучшими из всех систем по своей конструкции и качеству.

На участке Б. Сампсониевский пр., 60 — Гельсингфорсская ул., 2 располагается комплекс зданий телефонного завода шведского предпринимателя Ларса Магнуса Эрикссона в Санкт-Петербурге. Построено в 1899 году, архитектор К.К. Шмидт.

Телефонная фабрика-мастерская Эриксона в Санкт-Петербурге открылась еще в 1897 году на Васильевском острове. Затем для расширения предприятия были приобретены участки на Выборгской стороне, и в 1899 г. было начато строительство. В 1900 году фабрика переведена в новые корпуса на Б. Сампсониевском пр., 60. Здесь были оборудованы цеха: слесарный, кузнечный, никелировочный, механический, столярный, полировочный, малярный и монтажный; в них работали 500 рабочих. Производство было рассчитано на выпуск более 60 тыс. телефонных аппаратов в год.

В 1903 году Эрикссон подарил Николаю II телефон, инкрустированный золотом и слоновой костью. Он занимался не только производством аппаратов, но и российскими телефонными сетями, сместив постепенно из этой сферы компанию-монополиста «Bell». Эрикссон предложил более дешевый вариант связи, развернув деятельность под лозунгом «Телефон в каждый дом». Дела шли так хорошо, что глава компании подумывал о переезде в Петербург, поближе к производству, но так и не решился этого сделать.

Весь квартал, протянувшийся вдоль улицы Александра Матросова от набережной до Б. Сампсониевского пр., 66 включительно значится как ул. Александра Матросова, 1. Здесь находились Соединенные механические заводы «Новый Лесснер». Но сначала, конечно, был «Старый Лесснер» (нынешний «Двигатель»).

Купец первой гильдии Густав Арнольдович Лесснер, российский подданный шведского происхождения, основал в Санкт-Петербурге, на Сампсоньевской наб., 3, в 1853 году небольшой завод для производства типографских станков. Дело оказалось доходным, и завод со временем вырос в многоотраслевое предприятие, постепенно освоив производство стационарных паровых машин (по терминологии тех лет — локомобилей) и паровых судовых двигателей. Заказы Морского ведомства принесли фирме финансовое благополучие и позволили расширить ассортимент продукции. С 1878 года Лесснер приступил к постройке минных аппаратов для военных кораблей и «самодвижущихся пневматических мин» – так в то время называли торпеды.

В 1898 г. завод получил название «Акцiонерное Общество Машиностроительнаго, Чугуно-Литейнаго и Котельнаго Завода «Г. А. Лесснеръ». В том же году общество приступило к строительству на Выборгской наб., 23–25, второго завода, названного позже «Новый Лесснер» (впоследствии завод им. К. Маркса), а первый завод на Сампсоньевской получил имя «Старый Лесснер». «Новый Лесснер» выпускал кузнечные горны, бензиновые и керосиновые двигатели, газогенераторы, паровые машины, котлы, с 1914 — снаряды, мины, корабельное оборудование.

Нельзя не вспомнить и еще об одном предприятии, которое сейчас называется ОАО «Климов». Предприятие ведет свою историю от образования в 1912 году в Санкт-Петербурге общества, которое носило название «Французское общество автолюбителей Рено для России». Но только 20 октября 1914 года высочайшим разрешением Императора Николая II было принято решение об открытии завода «Рено». К этому времени в полном разгаре была Первая Мировая война, и приоритетом стало производство техники для фронта. Первым был размещен военный заказ на моторы Renault 12F, которые устанавливались на автомобили и самолеты. В 1916 году заводом проводились первые испытания самолета И.И. Сикорского «Илья Муромец», оснащенного двигателями производства завода «Русское Рено».

Большой вклад в становление промышленности Выборгской стороны внесла династия Нобелей – на их предприятии (впоследствии «Русский дизель») были изготовлены первые подводные мины, совершенные русские дизели, первые в мире теплоходы. Стараниями Нобелей фактически была создана нефтяная отрасль.

После Октябрьской революции все эти и другие предприятия были национализированы, получили новые названия, там были назначены «красные директора», и началась новая страница истории развития промышленности Выборгской стороны.


назад

Яндекс.Метрика

Муниципальное образование муниципальный округ Сампсониевское
Адрес: 194100, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 86, каб. 407
Телефон/факс приемной: (812) 596-32-78